Особенности деятельности социально-психологической службы Детского (подросткового) центра г. Якутска

В настоящее время возрастает необходимость психологической помощи. В каждом учреждении образования нужны социально-психологические службы. Ведь распространение Интернета и нарастание антисоциального поведения детей и подростков ведут к снижению психологического здоровья. Психологическое здоровье является необходимым условием функционирования и развития человека в процессе жизнедеятельности. Впервые термин «психологическое здоровье» был введен И.В. Дубровиной, которая рассматривала аспекты психического здоровья.

Психологическое сопровождение учащихся в МБОУ ДО Д(п)Ц предполагает:

  • изучение психологических особенностей учащихся;
  • выявление трудностей и проблем, отклонений в поведении учащихся, оказание им социально-психологической помощи и поддержки;
  • взаимодействие с педагогическими работниками, родителями (законными представителями) в целях социально-психологической помощи учащимся;
  • проведение психологических диагностик различного профиля и предназначения;
  • составление социально-психологических заключений по материалам диагностических исследований, с целью ориентации педагогического коллектива, а также родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития учащихся;
  • определение факторов, препятствующих развитию личности учащихся, и принятие мер по оказанию различного вида коррекционной и консультативной помощи;
  • индивидуальная и групповая работа с педагогами по их запросам, а также по запросу администрации Центра;
  • индивидуальная и групповая работа с детьми и подростками;
  • консультирование родителей (законных представителей), по вопросам воспитания детей, создания благоприятного семейного микроклимата.

Социально-психологическая служба осуществляет психодиагностическую, консультативную, просветительскую, коррекционно-развивающую, профилактическую работу. Единый процесс сопровождения в условиях учреждения дополнительного образования имеет свою специфику. Например: психодиагностические исследования занимают не более 15-20% объема психологической работы. Так же, как и в общеобразовательных учреждениях, в учреждениях дополнительного образования особое внимание уделяется психологическому просвещению педагогов и родителей, профилактике различных видов зависимостей, асоциального и девиантного поведения.

Основные направления деятельности службы:

  1. Социально-психологическое сопровождение учащихся дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ:

  • психологическая диагностика детей и учащихся;
  • психологическое консультирование субъектов образовательного процесса;
  • коррекционно-развивающая работа с детьми и учащимися;
  • психологическое просвещение субъектов образовательного процесса;
  • психопрофилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья учащихся в процессе обучения и воспитания).

  1. Социально-психологическое сопровождение детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

 

  • создание банка данных детей, состоящих на ВКУ, ВШУ, КДН и ПДН;
  • изучение микроклимата в детских коллективах, в которых обучаются дети, состоящие на учете в КДН и ПДН;
  • разработку индивидуального плана сопровождения, которая фиксируется в индивидуальной карте социально-психологического сопровождения развития учащегося;
  • индивидуальное и групповое консультирование детей по выявленным проблемам;
  • проведение профилактических занятий, бесед, лекций.

  1. Работа с детьми-инвалидами и с ОВЗ.

Социально-психологическое сопровождение инклюзивного образования направлено на:

  • изучение особенностей развития учащегося, его особых образовательных потребностей;
  • разработку индивидуального плана сопровождения, которая фиксируется в индивидуальной карте социально-психологического сопровождения развития учащегося;
  • адаптацию учащихся на основе оценки состояния каждого ребенка и оценки динамики его развития;
  • проведение коррекционно-развивающих занятий по повышению мотивации, развитию познавательной деятельности, познанию своих личностных особенностей;
  • повышение социально-психологической компетентности родителей;
  • консультирование педагогов по адаптации образовательных программ к особенностям ребенка с ОВЗ;
  • разработку рекомендаций, информационных материалов.

  1. Профессиональная ориентация учащихся.

Система профориентационной работы включает в себя деятельность по следующим направлениям:

  • предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии;
  • профессиональная консультация – оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и предоставление рекомендаций учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической диагностики.

  1. Работа с родителями и педагогами.

 

  • анкетирование с целью оценки степени успешности прохождения адаптационного периода детей;
  • мониторинг удовлетворенности родителей качеством образовательного процесса Центра;
  • оценка психологического климата в коллективе;
  • консультирование педагогов и родителей по вопросам обучения, воспитания и личностного развития детей; по широкому кругу профессиональных и личностных проблем;
  • организация мероприятий по развитию коммуникативных навыков профессиональной деятельности и предупреждению психологической перегрузки членов педагогического коллектива Центра;
  • информационно-просветительская деятельность путем проведения лекций, бесед, семинаров и выступлений.

Огромное значение и место в работе социально-психологической службы уделяется работе с детьми, попавших в трудную жизненную. В нашем учреждении разработан проект «Трамплин». Совместная работа с МВД РС(Я), КДН, ПДН, ОП, специалистами отделов опеки и попечительства административных округов. «Трамплин» – проект направлен на создание позитивной среды для социализации и адаптации в обществе детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, посредством вовлечения их в дополнительное образование.

Особое внимание уделяется психологическому консультированию педагогов дополнительного образования по профессиональным вопросам. Организация семинаров, лекций для «Школы молодого педагога» (специфика работы с детьми разных возрастов, профилактика и разрешение конфликтных ситуаций и др.).

Особенности психологического сопровождения дополнительного образования следуют из тех возможностей, которые дает соединение профессионального инструментария с воспитательными и образовательными средствами дополнительного образования. В отличие от общего, дополнительное образование является добровольным, сосредоточивается на личностных феноменах развития, исходит из субъективности и смысловой сферы детей. Кроме того, оно отвечает на актуальные вызовы реально существующих условий. Таким образом, перед психологами в дополнительном образовании открывается широкое поле для определения и реализации своих профессиональных задач и амбиций.

Добавить комментарий