Деятельность педагога-психолога организуется по следующим направлениям: психологическое консультирование и просвещение, психопрофилактика, психологическая диагностика, коррекционно-развивающая работа. Социально-психологическая служба Центра строится по следующим направлениям:
- Социально-психологическое сопровождение дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ;
- Работа с детьми-инвалидами и с ОВЗ;
- Социально-психологическое сопровождение детей, попавших в трудную жизненную ситуацию;
- Профессиональная ориентация учащихся;
- Работа с родителями и педагогами.
В течение учебного года психологами посещаются занятия педагогов Центра. Целью работы с педагогами дополнительного образования является повышение их психологической компетентности по вопросам, связанным с обучением и развитием обучающихся. Повышение психологической грамотности педагогов дополнительного образования Центра по вопросам воспитания, формирования здорового образа жизни, межличностного взаимодействия проходит через консультативную работу. Консультирование педагогов организуется по запросу педагога или результатам различных видов работы психолога с детьми: диагностики или коррекционной работы. Консультирование носит преимущественно разовый характер, содержательно связано с ситуациями, вызывающими у педагога профессиональные и личностные затруднения.
Диагностическая деятельность была представлена как отдельный вид работы. Виды диагностирования:
– диагностика уровня тревожности;
– развития познавательных способностей;
– проблем личностного развития;
– диагностика групповой сплоченности;
– диагностика профессионального выгорания;
– профориентация учащихся;
– изучение психологической ситуации в коллективе.
Для проведения психологической диагностики имелся достаточный набор диагностических методик, которые соответствовали предъявляемым запросам и позволяли дифференцировать трудности и определять их причины. Что, в свою очередь, позволяло планировать дальнейшую развивающую и консультативную работу, а также давать рекомендации по преодолению трудностей.
Коррекционно-развивающее направление включает работу по развитию навыков общения, коррекции эмоциональных состояний и нежелательного поведения. Ведется активная работа с детьми, требующими особого психолого-педагогического внимания по созданию социально-психологических условий для оказания им помощи преодоления проблем в психологическом развитии, обучении и поведении.
В Центре занимаются дети-инвалиды и с ОВЗ, которым предоставляются такие формы работы, направленные на создание комплексной помощи в развитии и коррекции личности, их социальную адаптацию.
- Социализация, самоактуализация, раскрытие личности ребенка;
- формирование адекватной самооценки и форм межличностных отношений;
- установление контакта со «своим миром», гармонизация личности.
Формы работы: наблюдение, беседа с детьми, педагогами и родителями, проективные методики и тесты («Рисунок человека», «Рисунок семьи» и т.д.). Коррекционно-развивающая работа проводилась в течение учебного года.
Консультировались учащиеся, педагоги и родители, ставящие перед собой цель дальнейшего развития личности, заинтересованные в нахождении более эффективных путей и способов разрешения жизненных задач.
Психологическое консультирование преследовало следующие основные цели:
- способствовать изменению поведения клиента (обучающийся, педагог, родитель) таким образом, чтобы он мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворение от процесса обучения, несмотря на все имеющиеся объективные трудности;
- развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с теми или иными обстоятельствами школьной жизни и требованиями школы:
- развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения, самостоятельно разрешать возникающие проблемы на разных уровнях общения.
Поводами для обращения за консультативной помощью служили:
- межличностные отношения;
- страх самовыражения:
- излишнее волнение.
Всего в учебном году по психологическим вопросам проведена работа с 1906 обучающимися, со взрослыми (включая родителей и педагогов) – 117.