Социально–психологическая служба МБОУ ДО Д(п)Ц ГО г. Якутск обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение всех мероприятий, в которых учувствуют обучающиеся и педагоги МБОУ ДО «Д(п)Ц» ГО «Якутск». Работа службы регламентируется положением о службе и основана на нормативно- правовых актах международного уровня, российской федерации, республиканского и локальных актов МБОУ ДО «Д(П)Ц» ГО «Якутск» и предполагает работу по 5 основным направлениям социально- психологической службы:
- Социально- психологическое сопровождение обучающихся МБОУ ДО Д(п)Ц;
- Социально- психологическое сопровождение детей-инвалидов и детей с ОВЗ;
III. Социально- психологическое сопровождение детей, состоящих на профилактическом учете КДН, ПДН, ВШУ;
- Профориентационная работа.
- Профилактическая работа с родителями и педагогами;
Так же социально-психологическая служба осуществляет сотрудничество с социальными партнерами, такими как: Северо-восточный Федеральный университет им М.К. Аммосова, МБОУ ЦПМСС, МУ МВД «Якутское», ФКУ СИЗО-1, УФСИН России по Республике Саха (Якутия).
Служба осуществляет работу по двум проектам: консультативный клуб «Инсайт» и «Лаборатория юного психолога».
В рамках проекта консультативный клуб «Инсайт» ежемесячно проводит совместные мероприятия для родителей и детей, состоящих на профилактическом учете КДН и ПДН с целью психологической диагностики и помощью в организации досуга в учреждении дополнительного образования МБОУ ДО Д(п)Ц ГО г. Якутск. Так же раз в квартал производятся выезды в следственный изолятор, где проводятся профилактические беседы и тренинги по улучшению эмоционального состояния детей, которые находятся под следствием.
Охват по проекту составил:
Дети, состоящие на учете КДН,ПДН – 71 чел.
Родители – 15 чел.
Инспектора – 13 чел.
Дети, находящиеся под следствием: 24 чел.
Работа по проекту «Лаборатория юного психолога» была организована по окончанию конкурса «Выбор.Проф.Якутск» с привлечением детей, которые принимали участие в конкурсе по направлению «Педагога» и «Психология», таким образом была сформирована группа из 12 человек. Так же в проект было привлечено 2 ребенка, которые состоят на профилактическом учете ПДН, в здоровую среду и была сформирована ситуацию успеха по типу «сверстник сверстнику».
После освоения теоретического курса занятий обучающимися «Лаборатории юного психолога» было проведено 7 занятий с обучающимися МБОУ ДО Д(п)Ц 2 мероприятия с детьми, состоящими на учете КДН, ПДН, ВШУ. В 2019 году курс «Лаборатории Юного психолога» окончили 4 обучающихся, остальные приняли решение посещать лабораторию в следующем учебном году.
По окончанию курса лаборатории 2 обучающихся планируют поступать в учреждения высшего образования по направлению психологии, 2 обучающихся планируют поступление в учреждения среднего-профессионального образования (педагогический колледж), таким образом нам удалось сформировать площадку первичных профессиональных проб на базе службы.
Выпускник проекта Хмелевский Илья занял 1 место в республиканском этапе олимпиады по педагогике и психологии, так же команда «Лаборатории юного психолога» заняла первое место в республиканском конкурсе инфографики «Как выбрать профессию?» организованный ГАНОУ РС(Я) «РРЦ «Юные Якутяне»».
СТАТИСТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
Критерии охвата | Кол-во чел. |
Социально-психологическое сопровождение дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ | 3031 |
Работа с детьми-инвалидами и с ОВЗ | 90 |
Социально-психологическое сопровождение детей, попавших в трудную жизненную ситуацию | 85 |
Профессиональная ориентация учащихся | 252 |
Работа с родителями и педагогами | 138+МК |
Всего охвачено | 3596 |
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА
В течение года диагностическая деятельность была представлена как отдельный вид работы (с целью анализа развития познавательных способностей, анализа проблем личностного развития), а также как составляющая индивидуальных консультаций.
Всего было диагностировано: 603 ребенка, 840 родителей, педагогов 45.
Используемый инструментарий:
№ | Вид диагностики | Используемые диагностические методики |
1 | Общая диагностика, диагностика детей, обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам, диагностика детей-инвалидов и детей ОВЗ, диагностика детей, состоящих на различных видах профилактического учета (ВШУ, КДН, ПДН) | 1. Проективные методики («Рисунок человека», «Моя семья», «Несуществующее животное», я в настоящем, я в прошлом, я в будущем»
2. Методика «Исключение лишнего»; 3. Тест «Отгадай, кто это»; 4. Цветовой тест Люшера; 5. Тест «12 квадратов»; 6. Методика «Лесенка»; 7. Тест определения психологического типа личности. 8. Фрактальный рисунок диагностики психоэмоционального состояния; 9. Собеседование с обучающимися и педагогами; 10. Собеседование с родителями обучающихся; 11. Наблюдение за обучающимися на занятиях.
|
4 | Тестирование профориентации учащихся | 1. А.Е. Климов «Тип профессии», «Определение типа будущей профессии»;
2. Методика Г. Резапкиной «Матрица выбора профессии»; 3. Методика А.П. Чернявской «Профессиональная готовность» 4. Авторская анкета |
5 | Диагностика педагогов | 1. Методика «Умеешь ли ты работать в коллективе?»
2. Тест определения психологического типа личности; 3. Тест по профвыгоранию В. Бойко. 4. Методика К. Замфир по мотивации 5. Шкала самооценки |
6 | Диагностика родителей | Осуществлялась по стандартные анкеты службы МБОУ ДО Д(п)Ц |
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
В течение учебного года проведено 315 индивидуальных консультаций
Процесс консультирования обычно проходил в два этапа: первичное консультирование – во время, которого собираются основные данные и уточняется запрос; и повторное консультирование – для получения более объективной информации с помощью диагностических методов, определения плана дальнейшей работы по проблеме; кроме того, педагогам и родителям давались рекомендации по особенностей взаимодействия с ребенком и способам преодоления трудностей.
Повторные консультации в некоторых случаях не ограничивались отдельным приемом, а носили системный характер, в этом случае во время беседы обсуждались динамика работы с ребенком и уточнялись рекомендации.
В связи с тем, что основной контингент – это дети подросткового возраста, большинство запросов связаны с проблемами межличностного общения. В целом все запросы можно разделить на: трудности в общении со сверстниками, эмоционально-поведенческие трудности (агрессивность, тревожность, демонстративность и т.п.), проблемы в детско-родительских отношениях, трудности в профессиональном самоопределении, трудности обучения, консультации по результатам групповой диагностики
В процессе консультирования решались следующие задачи:
- Прояснение и уточнение запроса;
- Сбор психологического анамнеза для установления возможных причин нарушений;
- Диагностика нарушений;
- Рекомендации учащимся, а также педагогам и родителям по вопросам воспитания и устранения нарушений;
- Составление плана дальнейшей работы по запросу.
Выводы. В целом можно считать, что проведенная за истекший период консультативная работа была достаточно эффективной и позволяла решить все необходимые задачи консультативной деятельности.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА
Охват: 48 детей.
Коррекционно-развивающее направление включает работу по развитию навыков общения, коррекции эмоциональных состояний и нежелательного поведения. Ведется активная работа с детьми, требующими особого психолого-педагогического внимания по созданию социально-психологических условий для оказания им помощи преодоления проблем в психологическом развитии, обучении и поведении.
В ЦТР «Солнечный мир» занимаются дети-инвалиды и с ОВЗ, которым предоставляются такие формы работы, направленные на создание комплексной помощи в развитии и коррекции личности, их социальную адаптацию.
Цели коррекционно-развивающей работы:
- Социализация, самоактуализация, раскрытие личности ребенка;
- формирование адекватной самооценки и форм межличностных отношений;
- установление контакта со «своим миром», гармонизация личности;
Формы работы: наблюдение, беседа с детьми, педагогами и родителями, проективные методики и тесты («Рисунок человека», «Рисунок семьи» и т.д.). Коррекционно-развивающая работа проводилась в течение учебного года.
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ И ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
№ | Содержание работы | Форма работы | Ответственный | Срок и место
проведения |
Охват | |
«Вредные привычки и профилактика правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних». | Лекция | Смоленская Е.В. Зарубина Е.А. Николаева В.В. | МОБУ ООШ №6, октябрь 2018 | 35 | ||
«Вредные привычки и профилактика правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних». | Смоленская Е.В. Зарубина Е.А. | МОБУ СОШ № 19, октябрь 2018 | 23 | |||
«Вредные привычки и профилактика правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних». | Смоленская Е.В. Зарубина Е.А. | В МОБУ «Якутская городская национальная гимназия», октябрь 2018 | 61 | |||
Профориентационная работа психолога по программе «Мой выбор» | тестирование и беседа | Зарубина Е.А. | МОБУ СОШ №10
октябрь 2018 |
10 | ||
Профориентационная работа психолога по программе «Мой выбор» | тестирование и беседа | Зарубина Е.А. | МОБУ СОШ №9
октябрь 2018 |
15 | ||
Профориентационная работа психолога по программе «Мой выбор» | тестирование и беседа | Зарубина Е.А. | МОБУ СОШ №15
октябрь 2018 |
13 | ||
Профориентационная работа психолога по программе «Мой выбор» | тестирование и беседа | Зарубина Е.А. | МОБУ СОШ №29
октябрь 2018 |
18 | ||
Профориентационная работа психолога по программе «Мой выбор» | тестирование и беседа | Зарубина Е.А. | МОБУ СОШ №33
октябрь 2018 |
15 | ||
Тренинг на сплочение детского коллектива «Улыбка нашей дружбы» | тренинг на сплочение детского коллектива | Зарубина Е.А.
Чекурова А.Ю. |
В МОБУ СОШ №19
Ноябрь 2019 |
15 | ||
Тренинг на сплочение детского коллектива «Улыбка нашей дружбы» | тренинг на сплочение детского коллектива
|
Зарубина Е.А.
Чекурова А.Ю. |
МОБУ ООШ №18
Ноябрь 2019 |
20 | ||
Выезд совместно с МО СП в в рамках месячника
|
Лекция | Зарубина Е.А.
Чекурова А.Ю. |
МОБУ «Тулагинская СОШ им. П.И. Кочнева»
Ноябрь 2019 |
41 | ||
Реализация проекта «Спасти от пропасти»
|
мероприятия, ориентированные на профилактику суицидального поведения | Зарубина Е.А.
Чекурова А.Ю. |
Воспитанники педагогического отряда Д(п)Ц «Здравствуйте!»
Ноябрь 2019 |
25 человек | ||
Педагогическое совещание с инспекторами ПДН МУ МВД России «Якутское» | Совещание | Смоленская Е.В. Зарубина Е.А.
Чекурова А.Ю. |
Октябрь 2018 | 20 | ||
Встреча с психологами УФСИН | Совещание | Смоленская Е.В. | Кадетская школа
Ноябрь 2018 |
|||
Тренинг на сплочение коллектива | Тренинг | Чекурова А.Ю. | МОБУ СОШ №15 Студия «Квартал»
декабрь |
6 | ||
Тренинг «Семья. Дружба. Любовь» | Тренинг | Чекурова А.Ю. | МОБУ СОШ №2 «Городской патруль»
Декабрь 2018 |
12 | ||
Психолого-пеадгогическое сопровождение участников конкурса WS | Беседа, тренинг | Зарубина Е.А.
Чекурова А.Ю. |
ЯТТС
Декабрь 2018 |
6 | ||
Распространение педагогического опыта по теме профориентации | МК | Зарубина Е.А.
Чекурова А.Ю. |
Жорницкого
Декабрь 2018 |
8 | ||
Профориентационное занятие «Личный карьерный план» | Тренинг | Зарубина Е.А.
|
СОШ № 15 январь 2019 | 13 | ||
Встреча с несовершеннолетними в МУ МВД России «Якутское» | Совещание | Зарубина Е.А.
Чекурова А.Ю. |
МУ МВД России «Якутское»
Февраль 2019 |
70 | ||
Психолого-пеадгогическое сопровождение участников конкурса WS | Беседа, тренинг | Зарубина Е.А.
Чекурова А.Ю. |
ЯТТС
Февраль 2019 |
6 | ||
Тренинг на сплочение «Дай свою руку» | Беседа, тренинг | Чекурова А.Ю. | «Автобус радости»
Февраль 2019 |
17 | ||
Тренинг на снятие эмоционального напряжения «Улыбнись» | Беседа, тренинг | Зарубина Е.А. | ЯНГН Бисероплетение
Февраль 2019 |
15 | ||
Тренинг на сплочение в коллективе «Который час?» | Тренинг | Зарубина Е.А. | «КУН МИЧЭЭР»
Март 2019 |
14 | ||
Половое воспитание» для девочек, состоящих на различных видах профилактического учета | Беседа | Смоленская Е.В. Зарубина Е.А.
Чекурова А.Ю. |
ИЦТРД «Фортуна»
Март 2019 |
13 | ||
Лекция по снятию эмоционального напряжения перед экзаменами | Беседа | Зарубина Е.А.
Чекурова А.Ю. |
КСОШ им П.С. Хромова
Март 2019 |
32 | ||
Лекция по теме профилактика аддиктивного поведения и профилактика правонарушений среди несовершеннолетних | Беседа | Зарубина Е.А.
Чекурова А.Ю. |
ООШ №18
Март 2019 |
25 | ||
Лекция по теме профилактика аддиктивного поведения и профилактика эмоционального напряжения перед предстоящими экзаменами | Беседа | Зарубина Е.А.
Чекурова А.Ю. |
СОШ №15
Март 2019 |
29 | ||
Снятие эмоционального напряжения | Тренинг | Зарубина Е.А.
Чекурова А.Ю. |
СКР СОШ №28
Март 2019 |
8 | ||
Лекция по теме профилактика аддиктивного поведения, профилактика компьютерной зависимости, профилактика эмоционального напряжения перед предстоящими экзаменами | Беседа | Смоленская Е.В. Зарубина Е.А.
Чекурова А.Ю. |
МСОШ №2
Апрель 2019 |
91 | ||
Мир положительных эмоций» | Тренинг | Зарубина Е.А.
Чекурова А.Ю. |
МДОБУ ЦРР – Д/С № 105 “УМКА”
Апрель 2019 |
10 | ||
«Права и обязанности несовершеннолетних» | Занятие | Чекурова А.Ю. | МОБУ СОШ №27
Апрель 2019 |
5 | ||
Диагностическое профориентационное мероприятие
|
Диагностическое мероприятие | Зарубина Е.А.
Чекурова А.Ю. |
АГИКИ
Апрель 2019 |
27 | ||
Проведение лекции «Профилактика зависимостей» и «Профилактика правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних»
|
Лекция | Зарубина Е.А.
Чекурова А.Ю. |
СОШ№33
Апрель 2019 |
96 чел. | ||
Лекция по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и зависимого поведения
|
Лекция | Зарубина Е.А.
Чекурова А.Ю. |
СОШ №19
Апрель 2019 |
70 | ||
Тренинг на сплочение коллектива | Тренинг | СОШ №16
Апрель 2019 |
24 | |||
Лекция по профилактике компьютерной зависимости и профилактике правонарушений среди несовершеннолетних
|
МСОШ №2
Апрель 2019 |
40 | ||||
Посещение занятий в рамках школы молодого педагога.
Психолого-педагогическое сопровождение мероприятия «Посвящение в Юнармию».
Психолого-педагогическое сопровождение концерта народного фольклорного ансамбля «Одун», охват составил 300 чел.
МЕСЯЧНИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
Во исполнение приказа Министерства образования и науки РС(Я) от 15 октября 2018 года N01-10/1407 “О проведении “Месячника психологического здоровья обучающихся в образовательных организациях Республики Саха (Якутия)”, с целью совершенствования профилактики отклоняющегося (аддиктивного, суицидального, виктимного, агрессивного) и делинквентного (противоправного) поведения среди обучающихся, приказа Минобрнауки от 21.02.2018 г. №07-1058, 18.07.2018 г. №07-4321 и 25.07.2018 г. №07-445 педагогами –психологами МБОУ ДО Детский (подростковый) центр были проведены различные мероприятия среди обучающихся по формированию социально важных навыков.
Итого общий охват составил:
- Дети – 350 чел.
- Родители – 3 чел.
- Педагоги – 10 чел.
Во исполнение приказа Министерства образования и науки РС(Я) от 11 марта 2019 года N01-10/222 “О проведении “Месячника психологического здоровья”, в целях совершенствования системы профилактики отклоняющегося (в том числе аутоагрессивного) поведения среди обучающихся муниципальных образовательных учреждений городского округа «город Якутск», на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-Ф3, Федерального закона №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федерального закона РФ от 29.12.2010 г. №436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», во исполнение приказа Министерства образования и науки РС(Я) от 26.02.2019 г. №01-10/239 «О проведении «Месячника психологического здоровья обучающихся», педагогами –психологами МБОУ ДО Детский (подростковый) центр были проведены различные мероприятия среди обучающихся по формированию социально важных навыков.
Итого общий охват составил:
- Дети – 499 чел.
- Родители – 5 чел.
- Педагоги – 13 чел.
Проведённые Месячники психологического здоровья проходили содержательно, интересно, полезно и наиболее широко был осуществлен охват следующих направлений: диагностическая работа; психологическое просвещение всех участников образовательного процесса; работа с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Работа с родителями и педагогами.
Работа с педагогами включала в себя диагностическую и профилактическую работу:
В ноябре-декабре 2018 г. было продиагностировано 45 педагогов по методике профессионального выгорания Бойко, тест К. Замфир мотивация профессиональной деятельности и исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн.
В январе-феврале 2019 г. было проведено 3 занятия с педагогами по темам:
- Профилактика профессионального выгорания (теория и тренинг)
- Решение конфликтных ситуаций (теория и тренинг)
- Основные психологические проблемы педагогической деятельности (семинар)
В январе 2019 г. было проведено родительское собрание по теме «Современные методы воспитания» охват составил 13 родителей Д(п)Ц.
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
№
п/п |
Год/месяц
окончания |
Наименование образовательной организации, на базе которой проходило повышение квалификации | Тема | Количество часов | ФИО |
1 | Ноябрь 2018 | СВФУ им. М.К. Аммосова ИП | «Управление конфликтами: теории и технологии управления конфликтами» | 8 | Зарубина Е.А. |
2019 март
|
ИРО и ПК имени С.Н.Донского-II | Обучение по дополнительной профессиональной программе «Содержание деятельности педагога-психолога по профилактике и коррекции компьютерной зависимости» | 48 | Зарубина Е.А.
Чекурова А.Ю. |
СЕРТИФИКАТЫ И БЛАГОДАРНОСТИ
2018-2019 уч. г.
- Сертификат за участие в 6 фестивале науки в РС(Я) 22.09.2018 (Зарубина Е.А., Чекурова А.Ю.)
- Благодарственное письмо за качественное тьюторское сопровождение учащихся в 4 городском конкурсе «Выбор. ПРОФ. Якутск». 2018 г. (Зарубина Е.А.)
- Диплом II Степени за участие в 3 Всероссийской НПК «Педагогика и психология семьи: современные вызовы, традиции и инновации» (Зарубина Е.А.) октябрь 2018
- Благодарность за участие в организации проведения муниципального этапа чемпионата WORLDSKILLS JUNIORS 2018 г. (Зарубина Е.А.,Чекурова А.Ю.)
- Диплом победителя во 2 Республиканской НПК «Система социально-психолого-педагогического сопровождения детей и семей» Секция: «Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» (Зарубина Е.А.) октябрь 2018
- Сертификат участника в городском семинаре практикуме ДДТ «Мониторинг качества дополнительного образования» (Зарубина Е.А., Чекурова А.Ю.) ноябрь 2018
- Сертификат о распространение опыта на курсах КПК «Доступное дополнительное образование для детей РС(Я)» декабрь 2018
- Сертификат о распространении опыта по программе «Педагог дополнительного образования» (Зарубина Е.А., Чекурова А.Ю.) январь 2019
- Диплом 1 степени за участие в 3 пед. чтениях Д(П)Ц (Зарубина Е.А.) февраль 2019
- Сертификат о распространении опыта работы на 3 пед.чтениях Д(П)Ц (Зарубина Е.А., Чекурова А.Ю.) февраль 2019
- Сертификат участнику городского семинара ЦТТ «Цифровые образовательные ресурсы в работе педагога доп. образования» (Зарубина Е.А.,Чекурова А.Ю.) февраль 2019
- Сертификат участника ДДТ «Проектно-исслед. деятельность педагога доп.обр) февраль 2019 (Зарубина Е.А)
- Участие в семинаре МБОУ «Покровская СОШ №1» в респ. Семинаре «Подросток и дополнительное образование: профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» (Зарубина Е.А.) март 2019
- Диплом 2 степени в Россий НПК «Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе» (Зарубина Е.А.) март 2019
Педагоги психологи: Смоленская Е.В. ; Зарубина Е.А. ; Чекурова А.Ю.