Учителя школ города Якутска в годы Великой Отечественной войны – педагоги, патриоты, герои

Расторгуева Агния Петровна Заслуженный учитель школ РСФСР и ЯАССР, отличник народного просвещения РСФСР, кавалер ордена Ленина и Трудового Красного Знамени. Награждена медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.», орденами Трудового Красного Знамени и орденом Ленина. 26 октября 1967г. А.П. Расторгуева была посмертно занесена в Книгу почета Министерства просвещения ЯАССР и ОК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений.

Расторгуева (Геллис) Агния Петровна родилась 4 января 1893г. в г.Киренске Иркутской области в семье политссыльного. Ее отец, Геллис Петр Яковлевич, был членом революционного кружка молодежи в г.Одессе. Мать – Екатерина Никифоровна была крестьянкой, домохозяйкой. Детей было 10 человек, семья жила в постоянной нужде, стесненно, но очень дружно. В 1908г. А.П.Расторгуева окончила Киренскую женскую четырехклассную прогимназию и затем одногодичный педагогический курс при той же гимназии, по окончании которого в разные годы работала учительницей в начальных школах Киренского уезда, преподавала методику арифметики на курсах красных учителей, была школьным районным инструктором, заведовала детским домом, работала учительницей Киренской 7-ми годичной школы профсоюза водников. В 1924г. А.П. Расторгуева по приглашению Наркомпроса ЯАССР приехала в Якутск и была назначена учительницей начальной школы практикума в г. Якутске и, кроме того, преподавателем методики арифметики в Якутском педагогическом техникуме. В 1924г. Агния Петровна организовала секции учителей начальных классов школ г.Якутска, которым руководила по 1936г. В 1925г. при Наркомпросздраве ЯАССР был создан методический совет. В 1933г. А.П.Расторгуева организовала методические объединения учителей семилетних и средних школ, техникумов города и направляла их работу до 1946г. Вместе с другими опытными учителями школ г. Якутска планировали учебно-воспитательную работу, разрабатывали комплексы, организовывали взаимное посещение уроков, просматривали ученические работы. Агния Петровна вела большую общественную работу: она была членом Президиума союза учителей, членом Президиума Совета профсоюзов ЯАССР. С 1935г. по 1952г. Агния Петровна была бессменным депутатом Якутского городского Совета депутатов трудящихся, за это время она два раза была членом Президиума горисполкома. С 1940 по 1944гг Агния Петровна была заведующей Якутским гороно. Подчиняясь требованием военного времени, учителя приступили к коренной перестройке учебно-воспитательной работы. Появились новые предметы: военный всеобуч, сельское хозяйство для старших классов. На уроках решали задачи о снайперах, снарядах, о вреде коррозии металлов в условиях ВОВ, говорили о партизанском движении и положении трудящихся в оккупированных странах. Учителя и учащиеся г. Якутска вели широкую общественную деятельность, принимали самое активное участие в организации эшелонов подарков бойцам Красной Армии. В Якутске в начале войны появились первые тимуровские отряды. Заметно повысилась общественная активность комсомольцев и пионеров. Ярким проявлением патриотизма стала добровольная финансовая помощь учительства государству. Школами города была проведена значительная работа по сбору средств в фонд помощи детям фронтовиков и Красной Армии. С 1 сентября 1943г. было введено раздельное обучение мальчиков и девочек в 1-10 классах всех неполных и средних школ. В военные годы в школах города вводился единый военный день, проводились военно-спортивные праздники с показом военно-спортивных достижений школ города, строевые маршировки с макетами, винтовками, противогазами и т.д. В эти тяжелые годы школы работали стабильно: были организованы подвоз детей, бесплатное горячее питание, обеспечение одеждой; открывались детские дома для сирот и детей фронтовиков. Проводилась большая работа по опекунству и усыновлению детей-сирот. Не прекращалась работа по ликвидации неграмотности. Открылись школы рабочей и сельской молодежи.

Агния Петровна очень много сил и энергии вкладывала в улучшение материальной базы школ, детских садов, занималась вопросами патронирования, усыновления и определения детей в детские дома – в те тяжелые годы много детей остались сиротами, руководила работой по повышению педагогической квалификации учителей. С 1945 по 1952гг Агния Петровна Расторгуева работала в школе №5 учительницей, заведующей, а после реорганизации ее в семилетнюю – директором. 43 года – таков педагогический и руководящий стаж Агнии Петровны. Яркая личность, блестящий организатор, добрая и строгая, она была душой и предводителем городского содружества педагогов, с честью неся нелегкие обязанности руководителя. Весь ее жизненный путь является замечательным примером для каждого педагога, отдающего свои силы на благо просвещения.

1. https://museum.yaguo.ru/?p=1174

2. https://alertino.com/ru/346926 

(В рамках реализации проекта “Урок мужества “У войны не женское лицо”)

Добавить комментарий