В Республиканском центре развития дополнительного образования и детского движения подведены итоги республиканского конкурса на лучшую программу просветительской работы с родителями. Конкурс проводился с целью повышения статуса общеобразовательных учреждений, эффективно работающих в области духовно-нравственного образования и родительского просвещения.
В составе комиссии под председательством Семена Иванова, директора ГБУ ДО МО РС (Я) «Республиканский центр развития дополнительного образования и детского движения»; Антонины Андросовой, педагога-психолога Республиканского центра психолого-медико-социального сопровождения; Галины Скрябиной, методиста учебно-методического отдела ГБУ ДО МО РС (Я) «Республиканский центр развития дополнительного образования и детского движения» и Вячеслава Семенова, методиста отдела гражданско-патриотического и правового воспитания детей ГБУ ДО МО РС (Я) «Республиканский центр развития дополнительного образования и детского движения» выявлены победители:
I место – Зоя Пестерева. Программа инновационных форм работы клуба многодетных семей «Кэнчээри» и образцового ансамбля «Одун» с семьями и социумом. МОБУ «Детский (подростковый) центр» ГО «город Якутск». Образцовый детский коллектив Республики Саха (Якутия) фольклорный ансамбль «Одун».
II место – Ольга Чмирь. «Школа родительской активности». МБОУ АР «Гимназия г. Алдан», Алданский район.
III место – Екатерина Алексеева, Марина Ядреева. «Школа родителя». МБОУ «Намская улусная гимназия им. Н.С. Охлопкова», Намский улус. (подробные итоги конкурса смотрите на сайте Министерства образования РС (Я): http://www.sakha.gov.ru/node/239481).
Успешной разработке и реализации программы образцового ансамбля «Одун» по работе с семьями предшествовала большая работа руководителя Пестеревой Зои Романовны, всего коллектива ансамбля «Одун» и клуба «Кэнчээри», проведенная в течение 14 лет.
Программа по работе с семьями образцового ансамбля опирается на глубоком анализе состояния института семьи в современных условиях. Современная социально-экономическая и политическая ситуация в обществе оказали крайне негативное влияние на семью. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения родителей от решения вопросов воспитания ребенка. Семья – важнейший фактор воспитания, но сложность ситуации заключается и в том, что в привычном понимании «воспитание» как система продуманных и специальных педагогических воздействий в большинстве семей не существует. Как следствие изменился уровень взаимопонимания в семье, культура общения родителей и детей находится в критическом состоянии, авторитет родителей утерял прежнюю однозначность, утеряны традиции семейного воспитания и т.д.
Анализ сложившейся сложной ситуации с воспитанием подрастающего поколения в период социальных преобразований и положительный опыт реализации авторской образовательной программы социальной направленности повлияли на разработку данной программы по работе с семьями. Работа с семьей – самая важная задача образовательно-воспитательной системы, принятой в образцовом ансамбле «Одун». Именно положительная роль семьи и благоприятные семейные отношения – системообразующее ядро разработанной педагогами авторской образовательной программы.
Принятая модель сотрудничества в ансамбле – эта модель взаимодействия «родитель – ребенок – ансамбль – социум», где родителям отводятся ведущие роли, им принадлежит инициатива. Педагоги ансамбля выполняют роль консультантов, обеспечивающих родителей необходимыми сведениями и обучающих некоторым специальным знаниям, умениям и приемам взаимодействия с ребенком. Программа разработана с целью оказания действенной помощи семье по воспитанию гармонично развитой личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни общества, установления отношений доверия и сотрудничества между семьей, школой и социумом. Программа предельно ясно устанавливает связи между различными социальными институтами по организации свободного времени детей и подростков, а также их семей. В основе успеха программы лежит многолетний положительный опыт работы ансамбля с детьми, их семьями и социумом.
Реализация программы по работе с семьями в образцовом ансамбле «Одун» проводится в тесном сотрудничестве с клубом многодетных семей «Кэнчээри». Через работу клуба многодетных семей «Кэнчээри», данная программа позволяет скоординировать усилия педагогов ансамбля, учителей общеобразовательных школ, институтами общества, в работе с детьми и родителями.
Клуб многодетных семей «Кэнчээри» при детском фольклорном ансамбле «Одун» создан в 2001 г. с целью обеспечения активного участия родителей в образовательно-воспитательном процессе. Членами клуба являются творческие, активные родители воспитанников ансамбля «Одун», делающие упор на достойное воспитание своих детей. Родители убеждены, что их участие в жизни ансамбля важно не потому, что так хотят педагоги, а потому, что это важно для развития их ребенка.
Клуб «Кэнчээри» – это не просто помощники педагогов ансамбля, а равноправные участники процесса развития своих детей. Педагогический союз педагогов и родителей воспитанников – могучая воспитательная сила.
Клуб многодетных семей «Кэнчээри» по программе – это площадка, для:
- взаимодействия, сотрудничества и сотворчества родителей и педагогов ансамбля во имя и ради детей;
- совместного общения, консультаций и обмена положительным опытом воспитания и решения жизненно важных вопросов, проблем многодетных семей;
- совместного досуга, занятий рукоделием, художественной самодеятельностью, творчеством;
- психолого-педагогическая и социокультурная поддержка родителей и детей из многодетных семей;
- посильное решение актуальных проблем многодетных семей путем взаимопомощи и организацией взаимодействия с административными, социальными и общественными организациями;
- совместная разработка и реализация проектов социально-культурного направления.
Успешная реализация программы по работе с семьями во многом определяется способностью ансамбля «Одун» и клуба «Кэнчээри» организовать свою совместную деятельность как отдельные проекты: определяя дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить и анализировать, удалось ли достичь поставленных целей. В настоящее время в клубе «Кэнчээри» и ансамбле «Одун» накоплен значительный опыт работы по взаимодействию с родителями воспитанников и социумом в воспитании и обучении детей.
Совместная работа образцового ансамбля «Одун» и клуба многодетных семей «Кэнчээри», основанная на мудрости и личном опыте, на самоотдаче и взаимопомощи, на личном примере и доверии его членов определяет высокую эффективность программы по работе с семьями. Плодотворная работа клуба многодетных семей «Кэнчээри» – неотъемлемая часть успеха работы всего коллектива фольклорного ансамбля «Одун». И только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, клуб и ансамбль достигают ярких и уникальных результатов.
Образцовый ансамбль «Одун» и клуб многодетных семей «Кэнчээри» поздравляют уважаемую Зою Романовну, весь коллектив ансамбля и клуба с победой в республиканском конкурсе на лучшую программу просветительской работы с родителями! Желаем дальнейших ярких побед!
Коллектив образцового детского фольклорного ансамбля «Одун» и клуба многодетных семей «Кэнчээри»