Отчет летней школы «Мозаика» для детей с нарушением интеллекта

IMG_20170630_113346В период с 5 июня по 16 июня в Летней школе «Мозаика» МБОУ ДО Детский (подростковый) центр обучались 10 детей 3-7 классов. В летней школе  дети находились с 10:00 до 13:00. В режиме были предусмотрены оздоровительные, учебные и тематические мероприятия, осуществлялось социально-психологическое сопровождение.

Современное развитие общества и реализация принципов образования детей с особенностями развития требуют совершенствования условий воспитания, в связи с резким увеличением их числа. По степени распространенности дети с нарушением интеллекта занимают второе место – 20% от общей детской популяции.

Проблема личности детей с нарушениями развития связана с переживаниями ребенка. Его отношение к среде рассматривается им как важное звено социальной ситуации развития, включающей в себя влияние разнообразных внешних и внутренних условий.

Наиболее эффективная работа по развитию эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями интеллекта может проводиться во время летней школы, т.к. дети данной категории летом не имеют возможности отдыхать и реализовать себя в обычных лагерях.  Ведь лето – это время, когда дети могут снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что есть много удивительного.

В период с 5 июня по 16 июня в Летней школе «Мозаика» МБОУ ДО Детский (подростковый) центр обучались 10 детей 3-7 классов. В летней школе  дети находились с 10:00 до 13:00. В режиме были предусмотрены оздоровительные, учебные и тематические мероприятия, осуществлялось социально-психологическое сопровождение.

Цель и задача летней школы: формирование ЗОЖ, правил поведения; приобщение детей к творческой деятельности; развитие коммуникативной сферы детей посредством вовлечения детей в коллектив сверстников; эмоциональное развитие средствами сюжетных игр и творческих занятий; развитие психологических процессов через творческие занятия; воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, дружелюбие, отзывчивость).

На протяжении летней школы проводились мероприятия: торжественное открытие и закрытие школы, ежедневная зарядка и организационные линейки, проведение конкурсов различного направления, спортивные эстафеты, игровые программы, игры, акции и другое. Самыми интересными мероприятиями по мнению детей были: познавательно-увлекательное путешествие «Морской день», «Дисней день», «В мире животных», «День друзей», «ВыборПроф», «День экологии», «Пушкинский день», посвящённый дню Русского языка, спортивно-развлекательная программа «Олимпийский день» и другие.

Каждое утро начиналось с логоритмики, которую проводила старший педагог дополнительного образования, студентка кафедры специального (дефектологического) образования Педагогического института СВФУ им.М.К.Аммосова Арина Владимировна Васильева. Детей сопровождала педагог-психолог Социально-психологической службы МБОУ ДО Д(п)Ц Валентина Васильевна Николаева. Вместе с педагогами работали студенты кафедры специального (дефектологического) образования Педагогического института СВФУ им.М.К.Аммосова.

В конце дня педагогами проводилась рефлексия. Дети выбирали по кусочку мозаики того цвета, которое отражает его настроение, внутреннее состояние и соединяли их в одну цветную картину.

Большое внимание в процессе работы школы уделялось социально-психологическому сопровождению. Педагогом-психологом проводилась индивидуальная диагностика, групповая и индивидуальная беседа, наблюдение и психологические игры для сплочения коллектива. В работе использовали методики: рисуночный тест «Несуществующее животное» и «Рисунок человека», тест по профориентации «Тип профессий» Е.А.Климова, цветовой тест Люшера, психологические игры, тренинги, беседы. После интересных занятий дети проходили сеанс релаксации – светотерапию в сенсорной комнате для формирования положительной эмоционально-волевой стабильности и снижения тревожности, усталости.

В школе дети оценивали себя и свои возможности. К концу смены дети научились анализировать прошедший день, стали более уверенными. Педагогами отмечена положительная динамика в межличностных отношениях между детьми. Исходя из полученных данных, делаем вывод о том, что атмосфера в летней школе соответствовала их ожиданию комфорта.

В конце смены был проведен опрос, который показал, что всем детям без исключения понравилась летняя школа. Каждый смог научиться чему-то сам и научить других. И самое главное, они обрели новых друзей. Все желали друг другу удачных каникул, исполнения желаний, успехов. Отзывы от родителей только положительные, в целом, ожидания от посещения в летней школе «Мозаика» у ребят оправдались.

Для родителей были составлены методические рекомендации на детей с нарушениями интеллекта:

  1. В коррекции тревожности необходимо развивать у детей правильное отношение к результатам своей деятельности.
  2. В коррекции физиологических проявлений тревожности у детей можно обращаться к поведенческому подходу, используя метод релаксации, чтобы научить детей развивать осознание и контроль над своими физиологическими и мышечными реакциями на тревогу. Релаксация может сочетаться с воображаемой экспозицией.
  3. Семья потенциально имеет наибольшее влияние на своих детей – это означает, что и способы исправления психических нарушений детей как последствий духовных особенностей их родителей должны лежать внутри семьи. Иными словами, эффективно исправить психические нарушения своих детей лучше всего могут их родители.

Васильева А.В., ст.педагог дополнительного образования МБОУ ДО Д(п)Ц,

Николаева В.В., педагог-психолог Социально-психологической службы МБОУ ДО Д(п)Ц

Добавить комментарий