Родной язык является самым сильным инструментом сохранения и развития материального и духовного наследия любого народа. Потому что языки составляют неповторимое выражение человеческого бытия во всем его разнообразии. Как инструмент коммуникации, восприятия и размышления, язык также описывает то, как мы видим мир, и отражает связь между прошлым, настоящим и будущим. Пока есть язык – есть народ. И с этим трудно не согласиться, ведь наш язык – это то, благодаря чему существует народ и без чего он обречен на гибель, ведь именно в языке живет душа народа. Это важно помнить в любом возрасте, и особенно важно понимать это сейчас, во времена глобализации. По оценкам ЮНЕСКО, половина из примерно 6 тысяч языков мира могут в ближайшее время потерять последних носителей. Народный фольклорный ансамбль «Одун» очень много делает для развития этнокультурного образования и сохранения родного языка. Изучение родного языка в ансамбле происходит через изучение устного, песенного фольклора и героического эпоса олонхо. В комплексной образовательной программе ансамбля каждый жанр задействован в языковом развитии ребенка, и на этой основе выстраивается целостная образовательная система: загадка – это развитие мышления, обучение абстрагированию понятий; пословицы, поговорки – воспитание искусством меткого слова; чабыргах (скороговорки) – развитие речевых навыков, воспитание нравственности; мифология – объяснение архетипов поведения людей, образной картины мира, сказки – подсказка поведенческой модели; легенды – сохранение культурно-исторической памяти; народная песня, осуохай – воспитание чувств, развитие коммуникативных качеств, индивидуальных способностей; олонхо – формирование мировоззренческих устоев, моделирование общественных взаимоотношений, созидание духовности. Особое место в программе в сохранении родного языка уделяется героическому эпосу народа Саха – олонхо. Героический эпос (олонхо) народа Саха развивался в течение многих веков, вбирая в себя все самое лучшее из духовного наследия предков. Жемчужина народного поэтического слова сокрыта в эпическом стиле повествования, язык олонхо – непревзойденный образец словесного искусства, в нем – залог сохранения языка народа саха. В рамках мероприятий Декады родного языка и письменности, посвящённых Дню родного языка и письменности, в городе Якутске прошли различные мероприятия, посвященные сохранению родного языка и нацеленные на содействие уважению, а также на поощрение и защиту всех языков народов нашей республики. 17 февраля во Дворце детского творчества в рамках мероприятия Декады родного языка и письменности «Төрөөбүт тыл – сайдыы түһүлгэтэ» была организована работа творческих мастерских этнокультурных центров г. Якутска под общим названием «Ийэ тыл күүһэ». Организаторами творческих мастерских выступили кафедра русского и якутского языков АОУ ДПО РС (Я) «Институт развития образования и повышения квалификации» и этнокультурный центр Дворца детского творчества. Мероприятия творческих мастерских прошли в виде выставок, лекций, круглых столов, мастер-классов, открытых занятий, презентаций с участием общественности, учителей родного языка и литературы, педагогов дополнительного образования, этнографов, лингвистов и специалистов по этнокультурному образованию города Якутска. Дворец детского творчества объединил в этот день коллективы этнокультурных центров Дворца детского творчества, Детского (подросткового) Центра г. Якутска, Детского эстетического центра «Айылгы», Дома детского творчества «Ситим» села Хатассы, методическое объединение учителей якутского языка и литературы Верхневилюйского улуса. В этот день в рамках своей творческой мастерской народный фольклорный ансамбль «Одун» представил широкую программу для участников и подготовил следующие мероприятия: · Обширная выставка образовательных программ, проектов, презентаций о творческой деятельности народного ансамбля «Одун», методических и дидактических материалов педагогов; · Открытое занятие по народной хореографии для обучающихся образцового детского ансамбля танца «Сир симэҕэ» Дворца детского творчества (руководитель народного фольклорного ансамбля Колодезникова Т.Г.); · Доклад об опыте, проблемах и перспективах реализации концепции этнокультурного образования в г. Якутске на примере народного фольклорного ансамбля «Одун» (руководители народного ансамбля Колодезникова Т.Г., Пестерева З.Р.); · Мастер-класс «Разновидности якутского осуохая» (педагог Митрофанова А.А.); · Якутский обряд «Проводы невесты» (коллектив народного фольклорного ансамбля «Одун»); · Осуохай для участников творческих мастерских (педагог Куланова Т.Е.). В конце дня кафедра русского и якутского языков АОУ ДПО РС (Я) «Институт развития образования и повышения квалификации» провела обмен мнениями (рефлексию) между участниками творческих мастерских (модератор доцент кафедры Шишигина В. Р.). В рамках рефлексии участники высоко оценили проведенные коллективом народного ансамбля «Одун» мероприятия. Участники отметили что все мероприятия были очень интересными, полезными и прошли на высоком организационном уровне. Творческие мастерские завершились общим осуохаем участников творческих мастерских. Коллектив народного фольклорного ансамбля «Одун» и клуба многодетных семей «Кэнчээри» благодарит коллектив образцового детского ансамбля танца «Сир симэҕэ» Дворца детского творчества и лично заместителя директора по учебно-воспитательной работе Винокурову Татьяну Семеновну за создание условий для проведения творческой мастерской народного ансамбля «Одун». Коллектив образцового и народного детского коллектива Республики Саха (Якутия) фольклорного ансамбля «Одун» и клуба многодетных семей «Кэнчээри» детского (подросткового) центра г. Якутска