Учителя школ города Якутска в годы Великой Отечественной войны – педагоги, патриоты, герои.

Искренняя благодарность Аксеновой Людмиле Александровне, “Отличнику народного просвещения РФ”, обладателю Знака отличия РС(Я) “Гражданская доблесть”, “Заслуженный учитель РС(Я)”, Победителю II Республиканского конкурса “Учитель ученических призваний” за предоставленный материал.

Средняя общеобразовательная школа №17 является одним из старейших учебных заведений г.Якутска. Она берет свое начало из далеких 20-х годов минувшего столетия, когда молодая советская власть проводила планомерную работу по реформе старой системы народного образования. Прежние начальные и высшие начальные училища реорганизовались в советскую школу 1-ой ступени, которая считается зародышем истории школы №17.

Однако, в связи с началом повстанческого движения против советской власти, школы стали повсеместно закрываться. Такая же участь постигла и нашу школу. Здания образовательных учреждений города временно были переданы под расквартирование войск Военведа республики. По данным архивных документов в здании 2-й советской школы 1-й ступени располагались красноармейцы 226-го Петроградского полка. Только в 1922 году школа продолжила свою работу. 30 годы прошлого века, в нашей школе было раздельное обучение (женская и мужская школы). Мужская неполная гимназия №17 находилось в этом здании до 1953 года.
Школа в 1941 году реорганизована в семилетнюю школу №17. Директором школы с 1 августа 1941 года была назначена Высочина Полина Сергеевна, учительница русского языка и литературы. Завучем до конца года работала Мозголина А.А., затем учитель математики Шиц Аркадий Петрович. В каких условиях была начата работа школы Полина Сергеевна в своем отчете пишет так: «Школа расположена по адресу Петровского 19. Организована в здании, где раньше работала школа №8 (директор Шарин). Здание построено в 1927 году в двух корпусах. Вместе со школой в здании также были детские ясли №8 города. Материально-техническая база школы была слабой. Вся мебель была из сырых досок. Школа отапливается 9 печами… Обеспеченность наглядными пособиями неудовлетворительная. Так, по русскому языку и литературе нет ни одной таблицы, портретов, картин, альбомов, лент для фильмоскопа… начальные классы не имеют наглядных пособий, по химии нехватка реактивов и приборов, кабинет физики необходимо пополнить измерительными приборами. Учителей всего 19, учащихся 453, на 6 классных комнат обучаются 12 класс-комплектов на 2 смены». (Материал взят из работы Парфеновой Полины Семеновны, Отличника народного образования РФ, обладателя звания «Учитель учителей» и серебряного значка «Благодарность учителю от Нюрбинского улуса»). В таких условиях трудились учителя 1-й школы, воспитывая будущее поколение в суровые годы войны. Несмотря ни на что, они верили в Победу и вселяли уверенность в будущее своим ученикам.
Директорами школы во время Великой Отечественной войны работали:
Высочина Полина Ивановна (1941-1942г.г), Дихтяр Г.М. (1942г. до апреля 1943г.), Жирков Д.Н. (1943г.); Кардашова З.Е. (1943-1945г.г.)
При школе был учебно-опытный участок площадью 390 кв.м. Площадь школьной усадьбы равнялось 3630 кв. метрам.
Учащиеся школы активно помогали фронту, организовывали и участвовали в сборе денег, теплых вещей, металлолома и др. Пионеры и октябрята в помощь фронту собрали: железные банки – 3000 шт., теплые вещи для Красной Армии – 140 шт., 34 подарка для детей красноармейцев, 53 подарка бойцам Красной Армии, сдали лом цветных металлов на 1237 руб. 62 коп., облигациями 24415 руб., 203 рубля на строительство танков.
Учителями школы для фронта сдано 14825 руб. облигациями, 21 шт. теплых вещей, в Фонд обороны перечислено 287 руб., передано в Госбанк на танковую колонну 1037 руб. 12 коп., подписка на лотерею 2150 руб., сдано на строительство танков 1400 руб., сдано 68 шт. теплых вещей для партизан, собрано 334 шт. кисетов и платков, перечислен однодневный заработок на сумму 1210 руб. 62 коп., серебра в сумме 7 руб. 50 коп., отправлено 7 посылок для раненых, в 1942 год перечислен однодневный заработок – 3184 руб. 90 коп.
В школе работали различные кружки. В школе был «Пулемётный» кружок, в котором под руководством Шиц Аркадия Петровича занимались 13 учащихся, а в кружке «Ворошиловский стрелок» занимались 42 ученика.
В 42-43 годах в школе было 163 пионера, 125 октябрят, 11 комсомольцев. Ударников – 84, отличников – 19. Старшей пионерской вожатой была Степанова Тамара Ивановна.
Тамара Ивановна Степанова родилась в Якутске в 1919 году. Всю жизнь она проработала в одной школе – семнадцатой школе города Якутска учителем начальных классов и старшей пионервожатой. В семье ее дочери Натальи Ивановны хранятся награды Тамары Ивановны: заслуженный учитель РСФСР, Якутской АССР, отличник народного просвещения, множество медалей за доблестный труд во время войны и в мирное время.
Коллеги и ученики вспоминают, что, даже будучи уже опытным учителем, Тамара Ивановна всегда исключительно ответственно относилась к своему делу. Никогда она не приходила на урок без тщательно разработанного плана, учитывающего современные педагогические разработки и требования сегодняшнего дня.
Ученица Тамары Ивановны, студенткой проходившая у нее практику, О.П. Прокопьева, недавно отметившая 50-летний юбилей педагогической деятельности, свидетельствует: «Тамара Ивановна готовила меня капитально, с подробным планом, с вопросами учителя и приблизительными ответами учеников».
Откроем газету «Социалистическая Якутия», которая в декабре 1959 года посвятила статью тогда еще только 19-летнему профессиональному пути Т.И. Степановой:
«Первый свой год преподавания и тот класс Тамара Ивановна запомнит на всю жизнь. Дети ей попались очень уж трудные. Три учителя отказались от этого класса, люди, уже не один год проработавшие со школьниками. Но она взялась, зная, что будет нелегко. В горкоме комсомола попросила, чтобы ее назначили в школу еще и старшей пионервожатой». Не сразу ей удалось расположить к себе детей, переломить их привычку к легкомысленному отношению к занятиям. Но в итоге это случилось. Где-то пришлось проявить характер: например, когда несколько мальчиков, хулиганя, разбили чернильницы и расплескали чернила по классу. В этот раз учительница остановила уроки и, рискуя отстать от программы, задержала класс в кабинете, и убеждением, разумными аргументами добилась, что виновники сами сознались в том, что сделали. За пределы класса этот случай не вышел, тем более что ученики сами сделали уборку и заменили разбитые чернильницы. Кому-то был нужен другой подход, и вот учительница находит в ребенке именно те качества, которые смогут сделать его успешным – например, в пении, и поддерживает стремление к развитию в этой области, а потом – и в учебе в целом.
И тогда, как пишет корреспондент, «отношение ребят изменилось, они стали дружней между собой, вежливы к старшим, горячо обсуждали двоечников».
Поэтому неудивительно, что в характеристике, данной директором 177-й школы М.Г. Отмаховой Тамаре Ивановне, проработавшей тогда учителем только восемь лет, сказано с непредставимой сегодня прямотой и безапелляционностью: «Тамара Ивановна… за все эти годы являлась и является лучшей учительницей школы и всего города». И еще: «Очень любит свою работу, как говорится, вкладывает всю душу в педагогическое дело».
В заключение дадим слово самой Тамаре Ивановне. Вот открытка, которую Тамара Ивановна подписала для своей дочери, Наталии – тоже учительницы – в первый ее рабочий день 1 сентября 1966 года. Здесь, по сути, ее педагогическое, а может быть, и жизненное кредо: «…сколько придется вложить труда, усилий и упорства, чтобы уроки сделать живыми, интересными, разнообразными, деловыми, связывая их с жизнью. Надо постоянно быть в пути, в творческих исканиях, планах. Добейся, чтобы в твоем классе было уютно и хорошо, чтобы чувствовался коллектив класса».
Но не только о методике, не только об отношении к делу говорит здесь Тамара Ивановна. Учитель должен понимать, что «в классе воспитывает все: и сам внешний вид учителя, изящно, со вкусом одетого, манеры, спокойная, плавная речь, доброе, материнское отношение и необходимая требовательность. А это все послужит залогом любви и уважения к учителю со стороны учащегося».

Любви и уважения! По сути, это именно тот тайный компонент, который делает из простого крепкого профессионала-педагога – учителя от Бога, о котором дети помнят, уже давно будучи взрослыми. Это то, невозможно включить ни в какие методические указания или ФГОСы: учитель должен любить и добиваться любви ответной. И без открытого к детям сердца это невозможно. Такое любящее сердце и билось в груди Тамары Ивановны Степановой. (Из письма внука Степанова Александра, 2020 год).

(В рамках реализации проекта “Урок мужества “У войны не женское лицо”).






Добавить комментарий