Дыхание – важнейший вокальный навык, энергетический источник голоса. Певческое дыхание отличается от обычного (разговорного):
• Оно управляется волей, а обычное осуществляется непроизвольно;
• Обычный вдох примерно 500 см3, а вдох певческий – 1000 – 1500см3;
• Выдох певца может быть в 20 – 30 раз длиннее вдоха, в речи разница между вдохом и выдохом небольшая;
- Певческое дыхание глубже обычного.
Типы певческого дыхания. Грудное дыхание. При нем наиболее активно работают мышцы грудной клетки. Внешние дыхательные движения сводятся к активным движениям стенок грудной клетки, особенно ее верхнего среднего отдела. Диафрагма малоподвижна. Живот при вдохе втянут. Смешанное, грудо – брюшное (косто – абдоминальное) дыхание. Активны мышцы грудной и брюшной полостей, а также диафрагма.
Брюшное или диафрагматическое дыхание. При этом типе дыхания активно сокращаются диафрагма и мышцы брюшной полости, в частности видимые нами мышцы брюшной стенки, при относительном покое стенок грудной клетки. Основной задачей произвольного управления певческим дыханием является формирование навыка плавного и экономного выдоха во время пения.
В вокальной практике наиболее целесообразен смешанный тип дыхания, при котором диафрагма активно участвует в его регуляции и обеспечивает его глубину. При вдохе она опускается вниз и растягивается во все стороны по всей своей окружности. В результате туловище певца как бы увеличивается в объёме в области пояса. Воздух заполняет нижние отделы лёгких, и это ощущают мышцы спины.
Вдох перед пением нужно брать достаточно активно, но бесшумно и с ощущением «скрытого» зевка. Вдох через нос способствует углублению дыхания, а стремление певца к сохранению положения вдоха во время фонационного выдоха, т.е. во время пения, будет способствовать появлению у него ощущения опоры звука.
Дыхательное упражнение. Положение ученика – сидя или стоя. Делаем короткие вздохи и выдохи через нос. Фаза вдоха равна фазе выдоха. Один цикл дыхания (вдох + выдох) осуществляется за одну секунду. Правильному дыхательному движению будет способствовать задание вдохнуть через нос так, как будто мы хотим понюхать душистый цветок.
Следует обратить внимание на то, что активно осуществляется не только вдох, но и выдох. В результате дыхательный аппарат работает, как насос. Диафрагма делает два движения по горизонтали во все стороны: при вдохе осуществляется первый небольшой толчок в результате ее уплощения; при выдохе – второй толчок, более ярко выраженный по всей своей окружности. Так же будет происходить и в момент атаки звука в дальнейшем. Упражнение повторяется без перерыва 3-4 раза.