Эффективные методы работы с детьми «группы риска»

Досуговая деятельность в школах охватывает все большее количество учеников. При формировании группы участников и оформлении социального паспорта на детей, педагог может столкнуться с ребёнком из «группы риска».

 Сегодня мы рассмотрим понятие «группы риска», основные ситуации повышенного риска, которые могут спровоцировать негативный фактор взаимодействия ребенка с педагогом и предложим некоторые варианты работы с такими детьми. Данная информация поможет повысить уровень коммуникативных навыков педагога и избежать конфликтов, тем самым сплотит группу, в которой есть ребенок «группы риска».  

К таким группам можно отнести категорию детей, которые обладают слабой сопротивляемостью к факторам социального риска в силу возрастных и психологических особенностей. Они объективно (добровольно или нет) находятся в зоне реального или потенциального риска, проявляют различные формы социальной дезадаптации, выражающейся главным образом в педагогической запущенности и трудновоспитуемости вследствие нарушения их социализации. Детей, относящихся к «группам риска», можно условно объединить в следующие группы:

– дети из неблагополучных семей

– дети с проблемами в развитии

– дети сироты и дети оставшиеся без попечения родителей

– дети из семей находящихся в трудной жизненной ситуации

Для детей дошкольного возраста характерны следующие ситуации повышенного риска: враждебное жестокое отношение в семье к ребёнку, эмоциональное отвержение ребёнка, недостаток надзора и ухода за ребёнком, родители фактически находятся в состоянии развода, чрезмерные требование к ребёнку, гиперопека, появление нового члена семьи (мачеха, отчим, брат, сестра), противоречивое воспитание или смена его типа, чуждое окружение за рамками семьи (язык, культура).

Для детей школьного возраста помимо перечисленных ситуаций психотравмирующими могут стать: невозможность соответствовать ожиданиям семьи (быть отличником, рекордсменом), переживание чрезмерной ответственности за других членов семьи (младших братьев, сестёр), неприятие ребёнка педагогом, сверстниками, неспособность справиться с учебной нагрузкой и многое другое.

Психологическая работа с детьми может осуществляться в форме: профилактической индивидуальной беседы, интервью, психологического консультирования, индивидуальной психотерапии, групповой психокоррекции.

Существует много способов и методов работы при оказании психологической помощи. Этим навыком может овладеть каждый педагог.  Многие из методов могут быть успешно применены при индивидуальной и групповой работе с детьми «группы риска».

Для начала необходимо установить контакт с ребенком, если ребенок проявляет демонстративное поведение, то лучше работать индивидуально. В случае затруднения необходимо обратиться к педагогу-психологу, который сможет скорректировать план работы с ребенком.

Эффективными методами работы могут выступать:

Информирование.

Расширение (изменение, корректировка) информированности ребенка, повышение его психологической грамотности в области обсуждаемых вопросов за счет примеров из обыденной(бытовой) жизни, обращения к литературным источникам, научным данным, опыту других людей.

Метафора (метод аналогий).

Суть метода заключается в использовании аналогий (образов, сказок, притч, случаев из жизни, пословиц, поговорок) для иллюстрации актуальной ситуации (темы, вопроса). Метафора имеет косвенное влияние на установки, стереотипы, мнения человека, позволяет взглянуть на ситуацию как бы со стороны. Благодаря этому снижаются субъективная значимость и ложное ощущение уникальности проблемы. Кроме того, удается разрядить излишне напряженную атмосферу беседы.

Парадоксальная инструкция.

Для того чтобы вызвать чувство протеста и активизировать ребенка, позволить ему лучше понять происходящее, можно предложить ему: «Продолжай делать то, что ты делаешь. Повтори свои действия (мысли, поступки) по крайней мере три раза…»

Эмоциональное заражение.

При установлении доверительных отношений педагог становится фигурой для эмоциональной идентификации. За счет этого он может поменять (откорректировать) эмоциональное состояние ребенка, заражая его собственным эмоциональным состоянием.

Релаксация.

Помощь ребенку в освоении и осуществлении способов расслабления, достижения внутреннего покоя и комфорта. Может осуществляться в форме медитации, аутотренинговых и релаксационных упражнений.

Повышение энергии и силы.

Данный способ следует применять, когда ребенок чувствует себя обессиленным, «выжатым», демонстрирует отсутствие сил (энергии). Конкретные двигательные упражнения, перевоплощение, мысленное «подключение» к различным источникам энергии позволяет повысить активность и работоспособность консультируемых, ощутить прилив бодрости и жизненных сил.

Переоценка.

При наличии негативных чувств, мыслей позволяет выработать новый взгляд (отношение) на ситуацию. Переоценка включает выделение негативных переживаний (мыслей, образов), их фиксацию, поиск положительного (трансформацию в положительное), концентрацию на положительном и объединение положительного с негативным с целью изменения (переоценки) негатива.

Домашнее задание.

Действия, о которых договариваются психолог и консультируемый, могут помочь закрепить наметившиеся в ходе консультации изменения, отследить результаты, опробовать новые способы.

Позитивный настрой.

Позволяет укрепить веру в возможности ребенка по разрешению возникшего затруднения, а также сконцентрировать сознательные и подсознательные силы для достижения поставленной цели.

Ролевое проигрывание.

Данный способ предполагает моделирование различных реальных и идеальных ситуаций для тренировки (отработки) новых способов поведения в значимых ситуациях.

Социальные пробы-осуществление конкретных действий детьми как в специально запланированных жизненных ситуациях, так и в игровых процедурах позволяет лучше понять собственные возможности, пройти свое образное социальное закаливание, освоить новые формы и способы поведения.

Необходимо учитывать так же фактор влияния семьи на ребенка, по возможности пригласить родителя на личную беседу (собрание) и обсудить вместе с ним тактику и стратегию работы с ребенком. Далее придерживаться выбранной схемы поведения.

На базе Детского(подросткового)Центра «Игровой центр детского творческого развития детей «Фортуна»» работает консультативный пункт «Инсайт» который оказывает социально-психологическую помощь несовершеннолетним и их семьям, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Сюда можно обратиться к педагогам-психологам за помощью, где вам всегда рады помочь.

Добавить комментарий